МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ от 22 сентября 2016 г. N 277
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ЭКСПЕРТАМ-ТЕХНИКАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ НЕЗАВИСИМУЮ ТЕХНИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТРЕБОВАНИЙ К ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ, ОСНОВАНИЙ ЕЕ АННУЛИРОВАНИЯ
Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5901) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.
Министр
М.Ю.СОКОЛОВ
Утверждены
приказом Минтранса России
от 22.09.2016 N 277
ТРЕБОВАНИЯК ЭКСПЕРТАМ-ТЕХНИКАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ НЕЗАВИСИМУЮ ТЕХНИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ, ОСНОВАНИЯ ЕЕ АННУЛИРОВАНИЯ
1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее — Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» «1» и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» «2».
———————————
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48 (ч. 1), ст. 6715.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5901.
2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.
3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее — профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее — кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 6 февраля 2013 г. N 8 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» (зарегистрирован Минюстом России 14 февраля 2013 г., регистрационный N 27071) (далее — приказ Минюста России N 8).
4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее — МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.
5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
6. Эксперт-техник должен знать:
- федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:
- Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный N 34212) (далее — Правила проведения независимой технической экспертизы);
- Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденную Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
- методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;
- методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;
- основы технической эксплуатации транспортных средств;
- виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;
- основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;
- технологию восстановительного ремонта транспортных средств;
- номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;
- методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;
- методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;
- методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;
- методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;
- методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.
7. Эксперт-техник должен уметь:
- использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;
- проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;
- фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;
- проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы.
8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:
- иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей «Техника и технология наземного транспорта» «1» и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;———————————«1» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).
- иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее — ФБУ «Росавтотранс»), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):
- регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее — регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);
- копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;
- копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;
- копию трудовой книжки (при наличии);
- две фотографии размером 4 x 6 см;
- опись представляемых документов.
Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации.
Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.
10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:
- фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии);
- адрес места жительства;
- данные документа, удостоверяющего личность;
- номер телефона;
- почтовый адрес;
- адрес электронной почты;
- согласие кандидата на обработку персональных данных;
- дата составления заявления.
Заявление подписывается кандидатом.
11. В день поступления заявления ФБУ «Росавтотранс» регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.
12. По истечении трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ «Росавтотранс» направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты — на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.
13. Контрольное задание должно включать условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, M, N), установленных приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» «1», фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике, а также контрольные вопросы.
———————————
«1» Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (опубликовано 15 декабря 2011 г. на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК.
15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания.
16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ «Росавтотранс» направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.
17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ «Росавтотранс» кандидатом выполненного контрольного задания.
18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном приказом Минюста России N 8. Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК.
19. Кандидат при голосовании не присутствует.
20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:
- несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;
- отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;
- невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.
Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия.
21. МАК принимает решение об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника по следующим основаниям:
- установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации;
- смерть эксперта-техника, а также признание эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, объявление умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
- неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики;
- представление экспертом-техником заявления об аннулировании его профессиональной аттестации.
22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ «Росавтотранс» в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем пункта 21 настоящих Требований, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ «Росавтотранс» не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации.
24. Кандидат (эксперт-техник) имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации (об аннулировании профессиональной аттестации) в течение двух месяцев с даты принятия соответствующего решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышавший девяносто календарных дней, с личным участием кандидата (эксперта-техника).
25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее — протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК.
26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ «Росавтотранс»: www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приложение
к Требованиям к экспертам-техникам, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требованиям к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования
Рекомендуемый образец
Регистрационная карточка кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую
техническую экспертизу транспортных средств
1. Фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии)
2. Пол
3. Дата рождения
4. Гражданство
5. Место фактического проживания
6. Адрес регистрации по месту жительства
7. Адрес электронной почты (при наличии)
8. Место работы (при наличии):
8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке
8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке
8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица
8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) руководителя (полностью)
9. Образовательная организация, в которой получено высшее образование:
9.1. Полное наименование образовательной организации
9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации, подтверждающих получение высшего образования
10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств (при наличии):
10.1. Полное наименование образовательной организации
10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств
11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств (при наличии):
11.1. Полное наименование образовательной организации
11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации
11.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств
Достоверность сообщенных сведений подтверждаю
Личная подпись _____________
Дата заполнения «__» ________ 20__ г.».
Бесплатная консультация экспертов
Прошу сообщить возможность проведения экспертизы меха из химволокна.
для внесения на депозит суда необходимо письмо согласие со стоимостью на проведение экспертизы окон ПВХ…
Добрый день. Возможно ли согласовать с Вашими специалистами проведение эксперимента, подтверждающего/опровергающего факт возможности воспламенения дизельного…
Задавайте любые вопросы