Бухгалтерская экспертиза обоснованности тарифов

Иван
3 недели назад

АО «………….» (далее – Истец) обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Брянской области в лице Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее – Ответчик) убытков в размере 458 062 340 рублей (дело № А09-…………), причиненных отказом в полном возмещении потерь в доходах, возникших в связи с осуществлением перевозок по территории Брянской области в 2018 году по тарифу ниже уровня экономически обоснованных затрат, незаконным установлением Ответчиком экономически обоснованного уровня тарифа (далее – ЭОУТ) на 2018 ниже уровня экономически обоснованных затрат перевозчика (далее – ЭОЗ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239, от 05.08.2009 № 643 базовым принципом тарифного регулирования является принцип безубыточности, в соответствии с которым тариф должен устанавливаться на уровне экономически обоснованных затрат перевозчика. В тоже время, субъект РФ может установить тариф на уровне ниже экономически обоснованного в целях обеспечения доступности услуг населению. Но в таком случае субъект РФ обязан возместить перевозчику потери в доходах перевозчика, образовавшиеся в результате установления тарифа на уровне ниже экономически обоснованного: согласно п. 3 ст. 8 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» «потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня …. возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации». Согласно п. 2.1. ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте, помимо тарифа для населения, субъект РФ устанавливает также экономически обоснованный уровень тарифа (ЭОУТ), исходя из которого и рассчитываются потери в доходах, подлежащие возмещению за счет бюджета. В соответствии с п. 7 Порядка предоставления субсидий на компенсацию организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, утв. Постановлением Правительства Брянской области от 12.09.2016 N 492-п (далее – Порядок), размер субсидии на возмещение потерь в доходах рассчитывается как межтарифная разница по формуле: , где: С — сумма предоставляемой субсидии на компенсацию организациям железнодорожного транспорта части потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении; По — пассажирооборот (пасс./км) всего за отчетный период; Пд — пассажирооборот (пасс./км) пассажиров категории «дети от 5 до 7 лет»; Тэ — установленный экономически обоснованный уровень тарифа на текущий финансовый год; Ту — установленный тариф на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Брянской области; Тд — установленный тариф на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Брянской области для пассажиров категории «дети от 5 до 7 лет». 10 — одна десятикилометровая зона. Таким образом, потери Истца в доходах подлежат возмещению в размере межтарифной разницы, рассчитанной в соответствии с п. 7 Порядка. Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2017 № 39/18-жд был установлен тариф на перевозки населения в размере 21,40 рублей за одну 10-километровую зону. Поскольку тариф для населения был ниже уровня экономически обоснованных затрат перевозчика, у Истца возникли потери в доходах — т.н. межтарифная разница. С целью определения размера межтарифной разницы Истец обратился в Управление по тарифам Брянской области (далее – Управление по тарифам) с заявлением об установлении размера экономически обоснованных затрат (ЭОЗ) и на их основании экономически обоснованного уровня тарифа (ЭОУТ). Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.09.2018 № 23/3-жд ЭОУТ был установлен в размере 27,19 рублей за одну 10-километровую зону (далее – Приказ № 23/3-жд). При установлении ЭОУТ Управление по тарифам неправомерно не включило в состав ЭОЗ затраты Истца, понесенные на: 1) техническое обслуживание подвижного состава по договору аренды; 2) текущий ремонт подвижного состава по договору аренды; 3) капитальный ремонт подвижного состава по договору аренды; В этой связи Истец оспорил Приказ № 23/3-жд от 18.09.2018 об установлении ЭОУТ на 2018 год. Решением Брянского областного суда от 29.04.2019 по делу № 3а-358/2019 был признан недействующим Приказ № 23/3-жд от 18.09.2018. Решение суда вступило в законную силу. Попыток установить новый ЭОУТ на 2018 год Управлением по тарифам не предпринималось. В Исковом заявлении Истец с учетом установленного Брянским областным судом факта незаконного невключения тарифным органом в ЭОУТ ряда ЭОЗ в самостоятельном порядке произвел расчет ЭОУТ и межтарифной разницы в соответствии с п.7 Порядка предоставления субсидии. При этом истец использовал при расчете только экономически обоснованные расходы. Оценка экономической обоснованности расходов Заявителя требует специальных познаний в области экономики. Размер экономически обоснованных расходов Заявителя должен быть рассчитан в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 05.12.2017 № 1649/17 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении». В соответствии с установленной Приказом ФАС методикой экономически необоснованными затратами перевозчика (даже в случае надлежащего подтверждения документами бухгалтерской отчётности) признаются затраты, обусловленные нерациональным использованием производственных ресурсов; затраты, обусловленные финансированием иной деятельности, не относящейся к услугам по перевозке пассажиров. Какие-либо правовые нормы, которые позволяли бы соотнести затраты Заявителя с указанными выше критериями, в российском законодательстве отсутствуют. Поэтому такое сопоставление (а следовательно, и определение размера экономически обоснованных расходов Заявителя) не является правовым вопросом: ответить на этот вопрос невозможно без специальных познаний в области экономики. В настоящее время у АО «………….» имеется необходимость в проведении судебной экспертизы с целью выяснения следующих вопросов: 1) Какова плановая величина экономически обоснованных расходов АО «……………..», понесённых на организацию и оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Брянской области в 2018 году, с точки зрения Приказа ФАС России от 05.12.2017 N 1649/17 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении»,в том числе — затрат на ремонт ж/д подвижного состава (затраты на текущее обслуживание и ремонт, затраты на капитальный ремонт); — затрат, связанных с продажей проездных документов (билетов); — затрат, связанных с обслуживанием пассажиров на вокзалах; 2) Какой размер тарифа за проезд одной тарифной зоны (10 км) железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Брянской области в 2018 году является экономически обоснованным (обеспечивает полное возмещение фактически сложившейся экономически обоснованной себестоимости транспортных услуг АО «……………»)? 3) Какова величина экономически обоснованных расходов АО «………….», фактически понесённых на организацию и оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Брянской области в 2018 году, с точки зрения Приказа ФАС России от 05.12.2017 N 1649/17 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении»? При наличии возможности проведения Вашим учреждением по данному спорному делу судебной экспертизы, просим Вас сообщить: — об ориентировочных сроках ее проведения; — сумме вознаграждения; — данные о специалистах, которые будут или могут быть задействованы в осуществлении экспертизы (ФИО, квалификация и т.п.).

1 ответ
Эксперт
Админ. 3 недели назад
Спасибо Иван за обращение в наш адрес! Ваш вопрос передан в обработку экспертам экономического департамента. Ответ на ваш запрос вы получите в письменной форме на свою рабочую почту.